Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки

ОКУ "СОЛНЦЕВСКИЙ ЦЕНТР СОЦПОМОЩИ "УСПЕХ"

306120, Курская область, пос. Солнцево, ул. Ленина, д.16 — детский социальный приют

Написать обращение

Время работы

 

Количество свободных

мест

в стационарном отделении 

0

Численность

обслуженных семей

за 2023 год

1796

 

 

Результаты независимой оценки

Государственные услуги

 

Объясняем.РФ

Счетчики

Яндекс.Метрика

 

"Весь мир - театр,а люди в нем - актеры..."

Тема: "Весь мир - театр,а люди в нем - актеры..."

Цель: расширять кругозор детей в области театрального искусства,закрепить знания истории становления русского  театра.

Задачи:

 Развивающие:

*развивать внимание,память,мышление и воображение;

*развивать интерес к творчеству,театру;

*развивать коммуникативные способности детей.

Обучающие:

*учить управлять дыханием,справляться с волнением;

*обучать основам актерского мастерства;

Воспитательные:

* воспитывать уважение к культурному наследию прошлого;

*воспитывать стремление доводить любое дело до логического конца;

За несколько дней до занятия педагогам,воспитателям раздаются красочные приглашения - программки , где указаны: тема занятия,время,место,план,участники,герои и т.д. "Зрители - коллеги занимают места,согласно приглашениям.

Звонят 3 звонка ( в записи) В группу , оформленную в дворцовом стиле ,заходят дети. Детей встречает муза театра Мельпомена.

Мельпомена:

Весь мир театр,

А люди в нем - актеры,

И каждый там свою играет роль.

Здравствуйте, дети, гости. Сегодня наше занятие театрального кружка «Вдохновение», я решила провести необычно. Именно поэтому сегодня я не просто руководитель кружка, а -  муза театра – Мельпомена. Наше занятие началось с 3-х звонков. Почему? Где, кроме звонка на урок, можно услышать звонок.

 (Ответы детей)

Уже более 100 лет, три длинных звонка зовут всех любителей театра на представление, а наши три звонка пригласили вас на очередное занятие кружка. Занавес открывается, история начинается, а историю русского театра мы вспомним все вместе. Пусть это будет небольшим экзаменом для вас.  Экзамен я назвала -"Ассоциации" Кто мне ответит,что обозначает это слово?

Ответ кружковца:

Мельпомена

Совершенно верно. Я буду доставать из своего сундучка некие предметы,картинки,карточки  ,а вы попробуйте догадаться,как все это связано с историей русского театра?

*Достает из сундучка книгу сказок, красочную картинку народных игрищ

Ответ кружковца:

 Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество – сказки,обряды, праздники, игры, хороводы,представления. Из них зарождались элементы театра – драматическое действие, ряженье, диалог. Прошло немало лет,прежде чем обычная народная игра превратилась в народную драму и комедию. Они создавались простым народом и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.

*Достает скомороший колпак, бубен с лентами,карточку с датой: 11век

Ответ кружковца:
-В начале 11 века впервые упоминаются в летописях скоморохи.  Именно скоморохи считаются прародителями русского театрального искусства.
 Скоморохов именуют «глумцами», т. е. насмешниками.  Народ любил выступления скоморохов, но их выступления не всем нравились, потому что  скоморохи высмеивали власть имущих, духовенство, богачей (сочувственно показывали простых людей). Поэтому скоморохи подвергались гонению со стороны церкви, властей. Никакие преследования не искоренили в народе скоморошье искусство. Наоборот, оно успешно развивалось. Представления народного театра включали музыку, пение, танцы, цирковые номера; исполнители использовали маски, грим, костюмы.
 Скоморохи оставляли родные места и бродили по русской земле в поисках заработка.

*Достает веер,дамскую шляпу с перьями, лентами и цветами, портрет царя Алексея Михайловича и карточку с датой:17век

Ответ кружковца:

 -В 17 веке при царе Алексее Михайловиче в Москве появились придворные театры. Их появление было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт.

*Достает колпак ученого с кисточкой, портрет драматурга Симиона Полоцкого

Ответ кружковца:

 -В XVII веке при академиях, духовных семинариях и училищах сложился  школьный театр . Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, драмы, сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.

*Достает портрет Петра1, снимок "Комидиальной храмины",карточку с датами: 1702-1706гг.

Ответ кружковца:
-По велению Петра I в 1702 году был создан Публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него не Красной площади в Москве было выстроено здание – «Комедиальная храмина». В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели и театр прекратил свое существование в 1706 году.


*Достает русский сарафан,портреты крепостных актеров: П.И. Жемчугова и Т.В.Шлыкова; карточку с датами: 17 - 19 века

Ответ кружковца:

-В конце 17 века в Москве и Подмосковье возникли крепостные театры. Актерами в них служили крепостные крестьяне. Такие театры были только в домах богатых и властных людей- Шереметьевых,Юсуповых  Имена многих крепостных актёров вошли в историю театра - П. И. Жемчугова, Т. В. Шлыкова. Крепостные театры существовали до начала 19 века и стали основой русской провинциальной сцены.

*Достает портрет Федора Григорьевича Волкова,карточку с датами:1750г.,1752г.,1756г.

Ответ кружковца:

-В 1750 году купеческим сыном Федором Григорьевичем Волковым в Ярославле был организован любительский театр. Фёдор Григорьевич был актёром, музыкантом, архитектором, резчиком по дереву, поэтом, собирателем редких книг, живописцем, машинистом сцены, скульптором, режиссёром, директором театра. Федор Волков вкладывал в театр собственные капиталы. В его труппе играли люди разных профессий и родов занятий. Весть о том, что в Ярославле на высоком уровне работает любительская труппа, дошла до столицы. И в 1752 году этот провинциальный театр был приглашён императрицей Елизаветой в Санкт-Петербург. Лучших актёров труппы императрица отправила на обучение. Таким образом они составили основу будущего профессионального русского театра, который был учреждён в столице в 1756 году.

Звучит голос: Кхе-кхе... Неплохо - неплохо...

Мельпомена: Ой, кто это говорит?

Книга: Я давно уж здесь стою третья полка на краю. Три столетья собираю мудрость театральную (кашляет).

(Мельпомена берет книгу с полки, открывает её - там пыль. Мельпомена чихает)

Мельпомена: Ты кто?

Книга: Я- Хранитель театральных премудростей. Я внимательно слушал ваш рассказ об истории театра. Все верно. А знаете ли вы ,какими главными качествами должен обладать настоящий актер?Я вам подскажу. Откройте страницу 555.

(Мельпомена открывает страницу и зачитывает основные качества актера):

актерское мастерство и дарование,грамотность,смелость,пластика,сценическая речь,наблюдательность,фантазия и воображение,память,вокальные способности и умение перевоплощаться в предложенных ситуациях

Книга: Вы внимательно слушали? А какими качествами из всего прочитанного хотели бы обладать наши будущие актеры?

(Ответы -рассуждения детей)

Ох,стар я стал и я хочу отдохнуть,поставьте меня на место.

Мельпомена (ставит книгу на место)

Спасибо Хранителю театральных премудростей,а мы продолжаем наше занятие. Не все,посещающие кружок станут актерами ,но те умения и знания ,которые вы получите,занимаясь в нем,неприменно пригодятся вам  в жизни,недаром наше сегодняшнее занятие называется "Весь мир - театр,а люди в нем - актеры..."

 Прежде чем выйти на сцену и достойно продемонстрировать свое мастерство зрителям,необходимо научиться справляться со своим волнением и управлять дыханием. Для этого существует много упражнений,одно из которых называется "Свеча"

*Дыхательное упражнение «Свеча»

Взять узкую полоску бумаги и представить себе, что это свеча. Подуйте на нее. Выдыхаемый воздух должен быть не резким.

Теперь нужно представить, что вы задуваете несколько свечей. Сначала 3, потом 5, 8, 15.и т.п. по очереди.

Мельпомена

 А сейчас,я приглашаю вас на театральное караоке. Это не просто развлечение,а очень хорошее упражнение на  разминку речевого аппарата

*"Театральное караоке"

Сначала предлагает произнести звукосочетания ,а потом пропеть под мелодию знакомой песенки:

ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ

ХТА-ХТО-ХТУ-ХТЭ-ХТЫ-ХТИ

КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ

Т-ТА-Т-ТО-Т-ТУ-Т-ТЭ-Т-ТЫ-Т-ТИ

НТА-НТО-НТУ-НТЭ-НТЫ-НТИ

МТА-МТО-МТУ-МТЭ-МТЫ-МТИ

ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЭ-ФТЫ-ФТИ

РТА-РТО-РТУ-РТЭ-РТЫ-РТИ

КПТИ-КПТЭ-КПТА-КПТО-КПТУ-КПТЫ

Мельпомена

Народная мудрость веками складывалась и бережно сохранялась русским народом. Трудно представить театр без сказок,былин,басен,пословиц,поговорок и скороговорок, которые и по сей день вдохновляют режиссеров , сценаристов и являются основным учебным материалом для будущих артистов. Следующие задания для вас я сложила в специальную шкатулку и что бы не забыть,завязала узелки,как в старину.Возьмите каждый по платочку,развяжите узелок , в котором спрятана скороговорка. Произнесите ее так,как указано в задании.

(Дети достают из шкатулки платочки,развязывают узелки и достают бумажки с заданиями.После секундной готовности,демонстрируют свои речевые и актерские умения) 

  1. Говори, говори, да не заговаривайся(с вызовом)
  2. Вы слыхали про покупку?(вопрос)

-Про какую про покупку?(удивленно)

-Про покупку, про покупку, про покупочку мою!(похваляясь)

  1. А у нас в печурочке золотые чурочки(гордясь)
  2. Синичка, синичка – воробью сестричка(дразнясь и насмехаясь)
  3. У осы не усы, а усищи (испуганно)
  4. Галка села на палку, палка ударила галку(торопливо и возбужденно сообщая сногсшибательную новость)
  5. Водовоз вез воду из водопровода(сплетничая / секретничая)
  6. От топота копыт пыль по полю летит(восторженно/радостно)

Мельпомена

Следующее упражнение позволит нам отработать пластику, воображение и артистизм. Оно называется "Волшебный фонарик"

*Упражнение "Волшебный фонарик"

Мельпомена:

Мы подготовили речевой аппарат,отработали пластику,воображение и артистизм,укрепили дыхание,поупражнялись в  выразительнысти речи,а теперь можно читать по ролям. Читать мы будем небольшие отрывки сцен о Петрушке. На предыдущем занятии мы распределили роли,  обратили внимание на знаки препинания, интонацию, эмоции при первом прочтении. Помним, что Петрушка – это неунывающий весельчак, который не боится ничего и никого.

Слышен смех. Мельпомена в недоумении, кто же это смеётся? Ищет в шкафу, а там Петрушка. Происходит диалог Петрушки и Мельпомены.

Петрушка: Здравствуйте, господа! Вот пришел я к вам сюда. Ушел я от хозяина послушать взрослых и детишек – девченок и мальчишек.

Мельпомена: Вот оно в чем дело. Ну, смотри и слушай.(обращаясь к детям) Детки у нас очень строгий зритель появился. Играйте старательно. Итак,начнем! (Громко и пафосно объявляет):

Картина вторая из пьсы С. Я. Маршака "Двенадцать месяцев"Дворец. Классная комната четырнадцатилетней Королевы!

Дворец . Классная комната четырнадцатилетней Королевы. Доска,парта, стул с мягкой парчевой подушкой. У  Королевы урок танца.Звучит минуэт. Учительница танцев пытается вести урок у нерадивой и непослушной ученицы. В конце концов Королева топает ногой.Минуэт сменяется рокен-роллом. Агрессивно танцуя,Королева выгоняет Учительницу танцев с криками : "На-до-е-ло!!!" Устало садится (плюхается) на стул и откидывается на спинку,обмахиваясь веером. Звоня в колокольчик,заходит Профессор арифметики и чистописания в мантии и докторском колпаке с кистью.

Профессор

Урок чистописания,ваше величество!

Королева

Терпеть не могу писать. Потом все пальцы будут в чернилах!

Профессор

Вы совершенно правы,ваше величество. Это весьма не приятное занятие. Однако же осмелюсь попросить вас начертать еще четыре строчки.

Королева

Ладно уж ,диктуйте.

Профессор(обращая внимание на доску,где написано мелом):

Травка зеленеет,солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит!

Королева

Я напишу только "Травка зенелеет"(пишет): Трав-ка зе-не...

Профессор

Травка зе-ле-не-ет..

Королева (упрямо)

Зе-не-ле-ет...

Внезапный голос за "кулисами": Гофмейтерина ее королевского величества!

Под музыкальный тематический акцент входит Гофмейстерина(низко кланяясь в реверансе):

Доброе утро,ваше величество.Осмелюсь просить вас подписать один рескрипт и три указа.

Королева

Еще писать! Хорошо.Ну уж тогда я не буду дописывать "зенелеет" (недовольно подбрасывает вверх лист с чистописанием) Давайте сюда ваши бумажки! (Подписывает бумаги одни за другой)

Гофмейстерина

Благодарю вас .ваше величество. А теперь позволю себе попросить вас начертать...

Королева

Опять начертать!

Гофмейстерина

Только вашу высочайшую резолюцию на этом ходатайстве.

Королева (нетерпеливо)

Что же я должна написать?

Гофмейстерина

Одно из двух,ваше величество:либо"казнить",либо "помиловать"

Королева (про себя,считая на пальцах)

По-ми-ло-вать... Каз-нить... Лучше напишу "казнить"-это короче.

Гофмейстерина берет бумаги,кланяется и уходит.

Профессор (тяжело вздыхая) Нечего сказать,короче!

Королева

О чем это вы?

Профессор

Ах,ваше величество,что вы написали!

Королева

Вы опять заметили ошибку? Надо писать "кознить"что ли?

Профессор

Нет,вы правильно написали это слово,но вы решили судьбу человека даже не задумавшись!

Королева

Еще чего! Не могу же я писать и думать в одно и тоже время!

Профессор

И не надо. Сначала надо подумать,а потом писать!

Королева

Если бы я слушалась вас,я бы только и делала,что думала,думала, думала и под конец сошла с ума! Ну,прощайте,наш урок окончен.Сегодня,перед Новым годом,у меня очень много дел.

Профессор

Как угодно вашему величеству!...(грустно и покорно собирает книги)

Королева(вальяжно усаживается на стул,кладет ноги на стол, рассеянно следит за профессором)

Право же,хорошо быть королевой,а не простой школьницей.Все меня слушаются,даже мой учитель. Скажите,а что бы вы сделали с другой ученицей,если бы она вела себя так же,как я?

Профессор

Не смею сказать,ваше величество!

Королева

Ничего,я разрешаю.

Профессор (робко)

Поставил бы в угол...

Королева

Ха-ха-ха! (указывая на углы) В тот или в этот?

Профессор

Это все равно,ваше величество.

Королева

Я бы предпочла этот - он как-то уютнее (перетаскивает стул в угол и садится ) Бедная простая школьница!Вы,оказывается ,очень жестокий старик. А вы знаете,что я могу вас казнить? И даже сегодня, если захочу! Па-ла-а-ач!!!

Профессор (роняя книги,пятясь от Королевы) Ваше величество!Чем же я вас прогневал?!

Королева

Ну,как вам сказать. Вы очень своенравный человек.Что бы я ни сказала,вы говорите:неверно.Что бы я ни написала,вы говорите:не так. А я люблю,когда со мной соглашаются!

Профессор

Ваше величество,клянусь жизнью,я больше не буду с вами спорить!

Королева

Клянетесь жизнью? Ну хорошо. Сейчас проверим...Задайте мне какой-нибудь вопрос.Ну,задавайте!..

Профессор (дрожащим голосом)

Сколько будет 5+5?

Королева (с вызовом)

Два!

Профессор (покорно)

Правильно,ваше величество...

Королева (довольно)

Ха-ха-ха! А теперь расскажите что - нибудь интересное,новогоднее...

Профессор

Ну что же мне вам рассказать? М-м-м... (почесывая затылок) новогоднее... Год,ваше величество,состоит из двенадцати месяцев.

Королева

Вот как? В самом деле?

Профессор

Совершенно точно,ваше величество.Месяцы называются: январь,февраль,март,апрель,май,июнь,июль,август,сентябрь,октябрь,ноябрь и декабрь.Месяцы идут один за другим.Только окончится один месяц, сразу же начинается другой, и никогда еще не бывало, что бы февраль наступил раньше января, а сентябрь - раньше августа.

Королева

Подумать только! Вон их сколько! И вы знаете все по именам? Какая у вас замечательная память! А если бы я захотела,что бы сейчас наступил апрель?

Профессор

Это невозможно,ваше величество!

Королева

Вы-опять?! Па-а-ла-ач!!!

Профессор (умоляюще) Это не я возражаю вашему величеству.Это наука и природа!

Королева

Скажите пожалуйста! А если я издам такой закон и поставлю большую печать?

Профессор (беспомощно разводит руками)

Боюсь,что и это не поможет.Каждый месяц приносит нам свои подарки и забавы. Декабрь,январь,февраль-катание на коньках,санках,новогоднюю елку; в марте просыпается природа,а в апреле из - под снега выглядывают первые подснежники...

Королева

Вот я и хочу,что бы уже был апрель. Я очень люблю подснежники.

Профессор

До апреля осталось совсем немного. Всего девяносто дней...

Королева

Девяносто! Я не могу ждать и трех дней. Завтра новогодний прием,и я хочу,чтобы у меня на столе были эти - как вы их там называли? - подснежники.

Профессор

Ваше величество,но законы природы...

Королева (перебивая его)

Я издам новый закон природы! (топает ногой)

Поет:(на мелодию песни "Новогодняя")

1.Я стала королевой четырнадцати лет

Судьма мне подарила счастливейший билет!

Величеством зовусь я ,хотя-не велика

И в жизни разбираюсь не хуже знатока!

2.Под праздник новогодний хочу издать приказ,

Чтоб зацвели зимою подснежники у нас.

Нарвите до рассвета подснежников простых

И вам дадут за это корзину золотых!

Припев:

Я - закон! Я - указ!

Исполняйте сей же час!

Я - желаю! Я - хочу!

Захочу - озолочу!

(обращаясь к профессору)

 -Садитесь за мою парту и пишите!Теперь я буду диктовать (задумывается) Травка зеленеет,солнышко блестит,а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему повелеваю доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников!

Того,кто исполнит нашу высочайшую волю,мы наградим по - королевски! (забирает перо у Профессора) Давайте перо - я начертаю свое высочайшее имя! (быстро ставит закорючку и машет листком, что бы чернила быстрее высохли)

Выходят Учительница танцев и Гофмейстерина:

Воля ваша,Королева! (все склоняются в реверансе)

Королева

Да-да,воля моя, и вы должны ее исполнить!

Звучат торжественные фанфары. Выходят Глашатаи со свитками в руках.

Первый Глашатай

Под праздник новогодний издали мы приказ:

Пускай цветут сегодня подснежники у нас!

Второй Глашатай

Травка зеленеет,солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит!

Первый Глашатай

По сему повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников!

Второй Глашатай

Того,кто исполнит нашу волю мы наградим по-королевски!

Первый Глашатай

Мы пожалуем ему столько золота,сколько поместится в его корзине!

Второй Глашатай

Подарим бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем королевском новогоднем катании!

Все

С Новым годом! С первым апреля!

Все поют под мелодию "Дорога добра"

1.Ручьи бегут в долину,

Зиме пришел конец.

Подснежников корзину

Несите во дворец!

Припев: 2 раза

Нарвите до рассвета

Подснежников простых

И вам дадут за это

Корзину золотых!

  1. Пусть травка зеленеет,

И солнышко блестит,

И ласточка с весною

К нам в сени к нам прилетит!

Припев: 2 раза

В конце сцены Мельпомена объявляет участников занятия. Дети кланяются.

Все хлопают. Гости занятия выкрикивают «браво», «бис». Мельпомена: Ребята наши зрители долго апплодировали, и даже кричали «браво», «бис». Это значит зрителям понравилось и они хотят, чтобы актеры задержались на сцене. А это самая высокая награда для актера.

Мельпомена: Петрушка, а тебе понравилось?

Петрушка: Очень! Все было отлично, а мне пора домой. До свидания артисты и зрители!

Мельпомена(кладет игрушку Петрушки назад в шкаф)

До свидания,Петрушка!Оценкой на нашем занятии были апплодисменты. Значит вы не просто театралы – вы настоящие актеры, а актерам дарят цветы. Благодарю вас за работу на занятии. До встречи на очередном занятии кружка.

Под апплодисменты присутствующих дети уходят.

 

 

 

 

Вложения:
Скачать этот файл (1.docx)Конспект