ОКУ "СОЛНЦЕВСКИЙ ЦЕНТР СОЦПОМОЩИ "УСПЕХ"
306120, Курская область, пос. Солнцево, ул. Ленина, д.16 — детский социальный приют
Телевидение. Что смотрит ваш ребенок
Телевидение. Что смотрит ваш ребенок
В современном мире телевидение получило очень широкое распространение. Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора. Родители начинают приучать детей к телевизору с самого раннего детства. А телевизор - это очень удобно, приносит удовольствие ребенку, расширяет кругозор. Но часто родители забывают, что не всегда телевизор несет в себе только положительные аспекты. И если по началу родителей радует, что сидя за телевизором или компьютером ребенок получает полезную информацию, то со временем начинают замечать, что поведение любимого чада заметно изменилось. Ребенок стал капризным, отказывается от игр или просмотр мультиков вызывает бурную негативную реакцию, откуда-то появляется плаксивость и раздражительность. Вот так незаметно банальный просмотр мультфильмов (современных) формирует у ребенка вредную привычку, а в дальнейшем может привести к возникновению риска развития компьютерной зависимости, с патологическими и необратимыми изменениями в личности ребенка.
Подмечено и вредное влияние телевизора и компьютера на здоровье детей. Долгое сидение перед «голубым» экраном приводит к развитию близорукости, нарушению осанки, обмена веществ, нередко приводящее к ожирению, нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы, ослаблению иммунитета.
Кроме того, выявляются различные нарушения в психическом и эмоциональном развитии детей.
Если говорить о психическом развитии, то, прежде всего, как ни странно, страдает развитие мыслительной сферы, внимания, памяти, поскольку визуальный канал информации является самым простым и не требует серьёзных умственных усилий для его восприятия. Тем самым ребенок просто заглатывает большие потоки информации, не осмысливая и не анализируя ее. В детском возрасте уровень развития мышления тесно связан с уровнем речевого развития. Во время сидения у телевизора ребенок не нуждается в том, чтобы задействовать механизмы активной речи, так как он только слушает.
Поэтому речь детей в игре становиться скудной - они ограничиваются восклицаниями, обрывками фраз и нелепыми имитациями звуков, сопровождая их роботоподобными движениями. На речь отрицательно влияет не только молчание перед телеэкраном. Передачи в основном построены стереотипно и никак не побуждают ребенка развивать собственную фантазию и творческие способности. Кроме влияния на речь, телевидение способствует потере интереса ребенка к спонтанным, творческим играм и естественному движению. Таким образом, у детей тормозиться развитие психических функций: замедляется развитие речи и мышления, нет стимула для формирования воображения, нет эмоционального контакта с родителями, не развивается связная речь, дети не могут сконцентрироваться на содержании или пересказать что-либо.
Читая ребенку сказку, обучая пересказу, составлению собственных рассказов, заставляя ребенка говорить, вы способствуете его интеллектуальному развитию.
Но самый большой вред зависимость от компьютера и телевидения наносит эмоциональному развитию ребенка.
Таким образом, возникает опасность, что ребенок может «проскочить» тот возрастной период, когда дети активно учатся вступать в контакт и налаживать межличностное взаимодействие. В дальнейшем такому ребенку будет трудно адаптироваться в новом коллективе и заводить новых друзей.
В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности у детей.
Главные герои нынешних мультфильмов так же агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко колечат или убивают друг друга. Последствиями просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессивности ребенка в реальной жизни.
При выборе детской передачи или мультфильма родителям надо быть в 10 раз осторожнее, чем при выборе книги, потому, что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Поэтому, очень часто именно просмотр телепередач обуславливает возникновение детских страхов.
Необходимо учитывать особую впечатлительность детей и способность детской психики к внушению. Страшные сны, образы или звуки, могут беспокоить его и привести к повышенной тревожности и невротическим симптомам, а так же появлению страхов.
Но при всем этом, совсем исключать телевизор при воспитании ребенка не нужно да это и не возможно. Необходимо только придерживаться правил просмотра телепередач, и возрастных ограничений. Для детей дошкольного возраста рекомендуется смотреть телевизор не более 1 часа, для младших школьников до 2 часов в день.
Проводите больше времени в совместных занятиях с ребенком, таких как рисование, лепка, чтение, подвижные игры, прогулки. При этом не нужно брать на себя роль массовика-затейника. Важно разбудить в ребенке естественную тягу к деятельности и правильно направить ее. Не нужно использовать телевизор для засыпания. Он только возбуждает нервную систему. При просмотре телевизора расстояние до экрана должно быть не менее 3 метров. Просматривать его стоит только в сидячем положении. Обязательно контролируйте, что смотрит ваш ребенок, позволяйте смотреть только добрые передачи, подходящие по возрасту.
Нужно разумно сочетать время, проведенное у компьютера или телевизора с двигательной активностью ребенка, общению со сверстниками, друзьями, взрослыми, книгами, музыкой, живописью.
Педагог-психолог Черемисина Е.В.