ОКУ "СОЛНЦЕВСКИЙ ЦЕНТР СОЦПОМОЩИ "УСПЕХ"
306120, Курская область, пос. Солнцево, ул. Ленина, д.16 — детский социальный приют
Материалы Охочевского приюта
Областное казенное учреждение социального обслуживания
«Охочевский социальный приют для детей и подростков»
Доклад
по теме:
«Формирование духовно –
нравственных качеств личности
ребенка через реализацию программы
«Берегиня»»
Подготовила
воспитатель приемного отделения
Дрынова Юлия Вячеславовна
П. Зелёная Роща – 2020 год
Программа духовно-нравственного воспитания «Берегиня» составлена для работы с воспитанниками ОКУ «Охочевский социальный приют» в 4-х возрастных группах. Программа состоит из пяти проектов.
1проект – это группа детей от 1 года до 3 лет. Этот проект представлен малым фольклорным жанром, назван он «Потешка».
Потешка учит детей быть заботливыми, трудолюбивыми, добрыми. Это произведение фольклора учит детей отличать добро от зла, учит их бороться с плохим, защищать слабых, быть заботливыми и великодушными. Это кладезь народной мудрости, потешку можно назвать народной педагогикой, ведь не только эти задачи решает малый фольклор, но и приносит пользу, ну например, потешка «Сорока-Воровка» - идет сначала театрализация (фото, показ на руках), затем идет массаж ладошек, развитие мелкой моторики. Еще пример пестушка. «Потягушки – потягушечки» - поют, когда идет сопровождение ухода за детьми (фото)
Потягушки – потягушечки,
Потягушки – потягушечки,
Ручки – растунюшки,
Ножки – таптунюшки,
Ротик – говорунок.
Потешка решает почти все задачи формирования речи, поэтому я в специальном порядке использую все малые формы фольклор: пестушки, заклички, скороговорки, колыбельные песенки. Я стремлюсь к тому, чтобы дети полюбили культуру своего народа, почувствовали красоту русской речи, ее певучесть, мелодичность .
Я считаю важным донести до детей всю красоту русских потешек, воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа. Если не уделять должного внимания ребенку с колыбели, то это может отразиться на всей его жизни. Поэтому с первого дня поступления ребенка в приют, считаю важным знакомить его с русским фольклором.
2 возрастная группа – дети от 4 до 7 лет. Это возрастная группа работает по проекту с названием «Добрые сказки», где используется литературный материал русских народных сказок, и материал сказок для малышей Е. И. Михаленко «Добрые сказки».
Основные задачи данного проекта:
- привить малышам любовь к сказке, к слову, к книге;
- начинать закладывать все нравственные качества: добро, совесть, трудолюбие, любовь, уважение, почитание своих родителей, знание традиций своего народа и родной семьи.
Тематика сказок разнообразна и богата. На пример, в сказке «Цыпленок», на тему: «Жизнь дана на добрые дела», формируется послушание, умение помочь другим, учиться жить не только ради себя, но и ради других.
В сказке «Ежик», на тему: «Забота о близких» идет формирование внимательного и бережного отношения к окружающим, к своим словам и поступкам.
Объяснительно – иллюстративный метод работы позволяет мне увлечь детей в сказку, здесь ребенка привлекает невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом, яркость иллюстрации. Слушая сказку и одновременно рассматривая иллюстрацию, у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться. А выражение эмоций и отношение к услышанному, отражено в детских рисунках.
3 возрастная группа – дети от 8 до 12 лет. Название проекта «Сказка учит жить». Считаю этот проект удачной находкой для осуществления моей педагогической идеи, а она заключается в следующем:
- Посеять и взрастить семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории, к культуре и обычаем своего народа. Нравственность нельзя воспитывать путем прямых указаний и советов, в работе с детьми я использую иносказательный стиль, доступный и понятный. И эту доступность и понятность я нашла в авторских сказках Л. Д. Коротковой, которые привязаны к народному календарю наших предков. А своей работе над сказкой я использую порой все методы работы:
- объяснительно – иллюстрационный;
- проблемно – поисковый;
- практический;
- игровой.
Форма работы на этих занятиях – групповая.
Интересный и богатейший материал представлен в этих авторских сказках. Это прежде всего, проблемы совести , добра и зла,
- вечной любви и преданности;
- жертвенности и умения прощать;
- семейных ценностей;
- добротолюбия и чистоты нравов;
- любви к близким и своему Отечеству;
-уважение к памяти предков и почитания своих родителей;
- послушание;
- целомудрие;
- знания традиций своего народа и родной семьи.
Так например «Покров» - 14 октября.
В сказке «Три денежки» на тему: «Общие нравственные цели и стили поведения», мы учимся сопереживанию к близким людям.
В сказке «Рождественский подарок» на примере сказочных персонажей мы осознаем, что сирота в детстве может стать достойным человеком, но при условии, что он овладеет каким-либо добрым и полезным делом и сам станет помогать близким. Обычно в завершении этого занятия, дети пишут просьбу Николаю Чудотворцу и ждут исполнения их просьб и пожеланий (есть открытки с пожеланиями).
В сказке «Лялин день», на тему: «За все в жизни приходится платить», происходит знакомство с традициями народного православного праздника Красная Горка, и формированием такого качества, как прощение близких тебе людей, дети убеждаются в том, что копить обиды- значит, значит обрекать себя на несчастья.
(Открытое занятие – диск)
На этих занятиях мы не только узнаем о мудрости народа, но и учимся плести венки из травы, плести из шерсти пояса для мам и девочек, делать открытки, писать письма и многое другое.
4 возрастная группа - несовершеннолетние воспитанники от 13 до 18 лет.
Этот проект назван «Свеча в окне», в работе этого проекта используется материал православного автора Бориса Ганаго, литературный материал разбит на циклы:
- «Детям о слове»;
- «Свеча в окне»;
- «Детям о надежде»;
- «Возвращение к истокам».
Каждому циклу подобраны рассказы на указанные темы, поставлены цели и задачи.
Целью использования этого материала является:
- установление духовного контакта детей с родителями, сверстниками и воспитателями;
- приобщение подростков к народным и семейным традициям;
- ознакомление с интересами внутри семьи;
- с надеждами детей о благополучии и исправлении своих родителей.
Последовательность предлагаемых тем, учитывает уровень откровенности и заинтересованности воспитателя процессом воспитания. После чтения таких рассказов порой узнаешь о подростке то, что не смог выяснить в процессе диагностирования.
Этот проект все время изменяется, пополняется новыми циклами, новыми идеями и материалами. Форма работы таких занятий – индивидуальная. Использую весь свой педагогический опыт, прибегаю к помощи других специалистов: психологов, социальных педагогов, администрации.
При поступлении в приют несовершеннолетние проходят диагностирование по опросникам:
- опросник №1 – «Выявление уровня нравственной самооценки».
- опросник №2 – «Нравственные ценности».
- опросник №3 – «Нравственная мотивация».
При обработке результатов в начале пребывания, в основном, выявляется средний, чаще низкий уровень нравственности. А вот при обработке результатов в конце пребывания несовершеннолетнего воспитанника, уровень этих качеств возрастает до средних и высоких уровней.
Творческую часть моей программы завершает проект творческой мастерской «Славянская кукла – скрутка». В этом направлении я выбрала сохранение историко-культурного наследия посредством традиционной русской тряпичной куклы.
Этот проект состоит из 29 занятий.
Форма организации творческой мастерской – мастерская работает во второй половине дня, 4 раза в месяц, продолжительностью 25 – 30 минут.
Структура занятия.
Каждое занятие состоит из трех частей:
- вводная – 5 минут;
- основная – 15-20 минут;
- заключительная – 5 минут.
1) Задачи этой части - создать положительный психоэмоциональный климат, рассказать о кукле, ее истории, предназначении.
2) Идет основная работа на развитие творческих способностей, развитие ручной умелости. Изготовление куклы.
3) Используется игра куклой, выставка, рефлексия. (взгляд со стороны, мнение каждого).
Методы работы:
- словесный: разъяснение, пояснение, вопросы, беседы, художественное слово;
- наглядный метод: показ личный, иллюстраций, видео;
- слуховой: слушание народной музыки;
- практический: самостоятельная деятельность, игра.
Приемы:
- наглядно-зрительные: иллюстрации, видео;
- наглядно-слуховые: восприятие музыки;
- игровые: все малые фольклорные жанры;
- пояснения.
На занятиях творческой мастерской дети:
- заинтересованно занимаются практической деятельностью по созданию тряпичной куклы;
- развивают способность ручной умелости, творческой способности, умеют пользоваться схемой;
- используют разные материалы: ткань, нитки, траву, ленты, тесьму, паклю.
Мои девочки знают:
- историю тряпичной куклы и ее назначение;
- из чего делают традиционную куклу и ее предназначение.
Календарно-тематическое планирование состоит из 4 разделов:
I раздел – Русская народная кукла. (что мы знаем о куклах, куклы из бабушкиного сундука, история и предназначение куклы).
II раздел – Обереговые куклы. (что такое «оберег», назначение обереговых кукол, свойства ткани).
III раздел – Обереговые куклы. (народные обрядовые праздники; кукла – носитель традиционной и культурной информации).
IV раздел – Игровые куклы (кукла – древнейшая игрушка; кто делал первую куклу для ребенка; почему у куклы нет лица.
Один раз в три месяца в приюте организовываются выставки работ творческой мастерской. Более удачные работы вывозятся мною на районные выставки «Рукодельника», где получают грамоты и медали за призовые места.