ОКУ "СОЛНЦЕВСКИЙ ЦЕНТР СОЦПОМОЩИ "УСПЕХ"
306120, Курская область, пос. Солнцево, ул. Ленина, д.16 — детский социальный приют
Памятка по финансовой грамотности для родителей
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Как познакомить детей с финансами?
Вне всякого сомнения, если спросить у детей, хотят ли они быть богатыми, большинство из них ответит утвердительно. Причем дети со свойственной им наивностью полагают, что стать богатым легко и быстро – достаточно вырасти и получить профессию. Мы, взрослые, понимаем, насколько далеки от реальности подобные представления детей, ведь мало просто зарабатывать деньги – нужно уметь грамотно ими распоряжаться. Поэтому необходимо своевременно ввести ребенка в мир финансов на доступном его пониманию уровне.
Что дети должны знать о деньгах?
- Деньги достаются родителям не просто так – они их зарабатывают своим трудом, а работать – это сложно.
- Деньги – это средство к существованию семьи. Они нужны, чтобы покупать продукты, оплачивать коммунальные услуги, лечение и учебу и т.д., а не только на всевозможные развлечения.
- Семейный бюджет обсуждается совместно, никто не должен распоряжаться деньгами единолично.
- Деньги – это ограниченный ресурс, и каждая трата имеет свои последствия, поэтому все расходы нужно планировать и вести их учет.
- Деньги нужно уметь экономить. Нельзя тратить весь свой бюджет до копейки, часть средств необходимо откладывать, ведь в жизни бывают непредвиденные ситуации, когда срочно нужны деньги.
- Деньги нужно тратить с умом, не делать спонтанных, необдуманных покупок.
- Жить необходимо по средствам. Дети должны понимать, что и сколько стоит.
Как учить ребёнка обращаться с деньгами?
Если родители вовремя не объяснят ребенку, что такое деньги, почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится на эту тему собственное мнение и скорее всего – ошибочное. А переучить, как известно, намного сложнее, чем научить. Поэтому правильное отношение к деньгам нужно прививать с младших лет.
5-8 лет
5-8 лет – оптимальный возраст для начала знакомства ребенка с миром денег. В этот период можно и нужно объяснить ребенку суть и назначение денег, научить понимать их ценность. Родителям важно помнить, что ребенок, как губка, впитывает все, что видит и слышит. И если кто-то из родителей постоянно проявляет скупость или наоборот – транжирство, неудивительно, что ребенок скопирует эти черты. Естественно, ребенок не сможет воспринимать скучные «лекции» о деньгах, его основная деятельность в этом возрасте – игра. А значит, и вводить его в мир финансов надо в интересной, ненавязчивой форме.
- Рассказывайте ребенку реальные истории, связанные с деньгами, которые произошли с теми людьми, которых он много раз видел и знает, – друзья семьи, родственники, знакомые.
- Поиграйте с ребенком «в цифры»: открыто обсудите с ним финансовое положение семьи, расскажите ему, какой доход вы имеете, сколько денег уходит на оплату коммунальных услуг, покупку продуктов, одежды и другие насущные траты и какая сумма остается после всех этих затрат. Объясните, почему эти расходы так важны. И тогда ребенок сможет понять, почему мама и папа не могут купить ему новую игрушку: она слишком дорога, либо есть более важные расходы, без которых нельзя обойтись. Никогда не бойтесь говорить «нам это не по карману» или «мы можем себе это позволить, но я хочу потратить наши деньги по-другому», а потом объясните, почему.
- Выдавайте ребенку небольшую сумму карманных денег, объяснив ему, что это не зарплата, а одно из упражнений, которое должно научить распоряжаться финансами. Предоставьте ребенку, который слишком быстро потратил карманные деньги или вышел из бюджета, возможность самому справиться с последствиями.
- Заведите для ребенка три коробочки или шкатулки «Потратить», «Сэкономить», «Отдать» и раскладывайте вместе с ним его карманные деньги по этим коробочкам. Это научит ребенка планировать свои расходы и распределять финансы. Объясните ему, что если регулярно откладывать часть денег, то со временем можно накопить на какую-то вещицу или игрушку, о которой мечтает ребенок.
- Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы. Регулярно сообщайте ему о расходах на любимые напитки или мороженое.
- Поручите ребенку собирать мелкие монеты, скопившиеся дома, пересчитывать их и складывать в определенное место. Купите ребенку его первый бумажник.
- Составьте список посильной для ребенка домашней работы (имеются в виду только особые задания, а повседневные обязанности должны иметь все члены семьи) и укажите диапазон расценок для каждого вида. Раз в неделю ребенок должен выбрать один вид работы и обсудить условия оплаты. Следите за тем, чтобы работа оплачивалась тем выше, чем она труднее. Предлагайте ребенку повременную оплату, а не твердую ставку. Заранее договоритесь, за какое время будет выполнена работа, чтобы ребенок не затянул ее ради увеличения заработка.
- Планируя поход в магазин игрушек или другое интересное событие, заранее обсудите, сколько денег потратит ребенок. Определите, на что пойдут деньги, рассмотрите возможные варианты: что купить — одну вещь подороже или несколько подешевле?
- Определите бюджет для домашнего животного, поручите ребенку самому принимать решения по этому бюджету и подсчитывать затраты.
- Когда ребенок идет вместе с вами за покупками, дайте ему калькулятор, чтобы подсчитывать общую сумму в процессе выбора. Подавайте пример, разумно тратя деньги.
- Одалживайте ребенку небольшие суммы, долги пусть возвращает из карманных денег. (Следите, чтобы это упражнение научило ребенка возвращать долги, а не влезать в них.) Если вы купили что-то для ребенка и расплатились кредитной карточкой, покажите ему счет и объясните, что теперь вы обязаны заплатить за покупку банку.
9-12 лет
В этом возрасте дети уже четко знают, что такое деньги и для чего они нужны. Поэтому самое время внедрять ребенка в хозяйственную жизнь семьи.
- Научите ребенка читать этикетки знакомых ему товаров в магазине. Обсудите, в каком виде эти товары обходятся дешевле: если покупать по одной упаковке, по нескольку упаковок, вразвес? Обсудите разницу между потребностями, желаниями и мечтами.
- Давайте ребенку поручения совершать необходимые покупки продуктов, оплачивать интернет, домашний телефон и вести учет этих расходов.
- Научите ребенка заполнять квитанции на оплату коммунальных услуг и подсчитывать необходимые суммы. Потом доверьте ему делать это самостоятельно.
- Поручите ребенку вести учет какой-либо статьи расходов вашей семьи или самого ребенка (например, на развлечения).
- Предложите ребенку поработать «семейным бухгалтером» в течение месяца. Пусть он собирает все чеки и записывает в тетрадь все расходы, чтобы в конце месяца подбить баланс – сколько тратит семья. За эту работу ребенку можно назначить небольшую зарплату. Ребенок не только узнает цену вещей, но и получит первое представление о заработанных деньгах.
- Определите бюджет для покупки школьных принадлежностей, затем возьмите ребенка в магазин и предложите придерживаться бюджета.
- Определите бюджет на то, что интересует ребенка, — книги, диски, предметы для коллекционирования. Попросите ребенка рассказать, как он потратит деньги, а затем попросите отчитаться, предложив предоставить чеки.
- Прочитайте ребенку рассказ о предпринимателе, превратившем увлечение в бизнес. Поиграйте с ребенком в игру «Монополия» или в другой вариант этой настольной игры.
- Если ребенок стремится самостоятельно зарабатывать деньги, поощряйте его стремление. Разумеется, способ заработка должен быть посильным и легальным. Помогите ребенку найти способ заработать.
13-15 лет
Все подростки стремятся к независимости. Это стремление как раз и можно использовать для развития у ребенка финансовой самостоятельности.
- Включите в карманные деньги подростка сумму на его развлечения, мелкую одежду (майки, джинсы и т.д.). Сделайте акцент на том, что покупка более простой одежды вместо дизайнерской сэкономит деньги, которые можно будет отложить или потратить на покупку какой-то необходимой вещи. Предоставьте ребенку возможность самому найти выход из затруднения в том случае, если он не уложится в бюджет или потратит деньги не по целевому назначению.
- Попробуйте выдать ребенку его карманные деньги, предназначенные на оплату проезда, обедов, развлечения, сотовую связь сразу на весь месяц. Пусть он самостоятельно планирует свои расходы на этот период и распределяет сумму. Не вмешивайтесь, просто наблюдайте за ребенком со стороны. Можно предложить ему вести письменный учет расходов – так будет легче.
- Если предыдущий эксперимент с бюджетом ребенка на месяц пройдет успешно, доверьте подростку более важное дело – стать ответственным за определенную статью хозяйственных расходов семьи. Пусть, к примеру, следит за наличием в доме хлеба и молока и покупает их самостоятельно. Сумму, ежедневно необходимую на эти покупки, рассчитайте заранее и выдайте ребенку сразу на месяц. Важно, чтобы ребенок делал покупки без напоминаний с вашей стороны.
- Проводите регулярные «экономические» собрания, обсуждайте на них семейный бюджет, анализируя расходы и доходы семьи, планируйте расходы и доходы на следующий период времени (например, на месяц).
- Если у ребенка есть долгосрочная «взрослая» цель, которая бы характеризовала его как независимого, самостоятельного человека (например, поездка с классом на отдых), скажите ему, что ждете от него посильного вклада в достижение этой цели. Пусть соберет часть нужной суммы путем экономии. Не важно, что это будет маленькая часть, зато ребенок усвоит: финансовое планирование означает независимость. Обсудите с ребенком собственный опыт, связанный с умением или неумением экономить, а также его влияние на вашу жизнь и независимость. Проанализируйте состояние накоплений ребенка в его копилке.
- Попросите ребенка записывать каждый потраченный или заработанный за день рубль. Обсудите его расходы. Спросите ребенка, какие выводы он может сделать о своем типе финансового поведения и привычках. Что бы он хотел изменить или улучшить, от чего зависит его самостоятельность?
- Объясните, что такое «импульсивная покупка» и почему шоколадные батончики и жвачку выкладывают возле касс.
- Когда вам попадаются статьи о компаниях, выпускающих любимые товары вашего ребенка, предлагайте ему почитать, а потом объясните, насколько рискованно вкладывать деньги в акции этих предприятий.
- Дайте ребенку распечатку вашего счета по пластиковой карте и попросите подсчитать, сколько денег вы потратили. Объясните ему принцип работы кредитных карт. Попросите ребенка поискать в интернете предложения банков по оформлению кредитной карты с наименьшим процентом.
- Поговорите с ребенком о его будущей карьере, узнайте, какую профессию он хочет выбрать. Возьмите газету «Вакансии» и вместе с ребенком выясните, сколько платят в среднем за ту профессию, которая ему нравится. Или предложите найти эту информацию в интернете. Это поможет подростку понять, столько стоит труд.
16-18 лет
Для учеников старших классов деньги представляют достаточно большую ценность, ведь в них они видят средство реализации многих целей — осуществление всех желаний, достижение независимости, уверенность в завтрашнем дне. Родителям взрослого ребенка необходимо поддерживать в семье такую политику, что реализация подростковых амбиций возможна не только за счет получения в будущем успешной работы достойной зарплаты, но и за счет умения управлять своим личным капиталом. Формированию этого умения у 16-18-летних школьников может способствовать приобретение и закрепление умений активно экономить, тратить и вкладывать деньги, связывать между собой та-себя и других. Дети должны научиться вести разговоры о деньгах и строить планы на будущее. Также не помешает научить юные головы разбираться в формах выплаты заработанных денег, кредитных карточках. Как это сделать?
- Выясните, где в вашем городе проводятся деловые игры на тему финансового планирования, инвестирования и порекомендуйте ребенку принять в них участие. Подростки любят интернет, поэтому попросите своего ребенка поискать в сети интерактивные онлайн-игры на финансовую тематику, либо найдите сами и предложите ребенку. Такая ненавязчивая форма обучения наверняка заинтересует подростка.
- Объясните ребенку систему кредитования, что такое потребительский кредит (можно на своем примере, если вы сами выплачиваете кредит). Расскажите о том, что у каждого человека есть своя «кредитная история», и банки обмениваются информацией, насколько честно человек выполняет обязательства договора, когда берет кредит, и что в кредите могут и отказать, если ты в прошлый раз повел себя нечестно.
- Обсудите с подростком, ради какой цели стоит экономить деньги. Посчитайте, сколько нужно откладывать каждый месяц, если он мечтает после окончания института приобрести собственную машину.
- Если ребенок хочет подработать на каникулах — помогите найти ему дело. Научите заполнять нужные документы и обязательно — договор с работодателем! Объясните ребенку, какой процент от зарплаты у него вычитают в качестве налога и на что государство тратит полученные таким образом деньги. Познакомьте подростка с финансовой ситуацией в семье. Убедитесь, что он понимает свою роль в жизни семьи.
- Познакомьте ребенка с системами оплаты за работу: сдельной, повременной, сдельно-повременной. Спросите его, какую форму оплаты он считает наилучшей.
- Возьмите ребенка с собой, когда отправитесь совершать для се-мьи крупную покупку — новый телевизор, мебель. Попросите его сначала поискать в других магазинах или в интернете эту же вещь по более низкой цене.
- Проанализируйте с ребенком тарифные планы для его сотового телефона — определите, какой для него выгоднее.
- Если вы завели ребенку банковскую карту, объясните ему, как защититься от мошенничества.
- Обсудите этикет встреч: как вашему сыну или дочери решать вопрос совместных расходов на дружеских вечеринках.
- Попросите ребенка составить бюджет какого-нибудь торжества (день рождения брата или сестры и т.д.).
- Объясните, что такое пенсия. Расскажите, какие есть способы накопить деньги в пенсионном фонде.
- Попросите ребенка предположить, что его ежемесячный доход составляет 10 тысяч и 20 тысяч рублей. Предложите составить бюджет для каждого случая. Напомните ему о налогах, сбережениях.
- Спрашивайте не «как ты хочешь жить?», а «каким человеком ты хочешь быть?». А затем попросите составить бюджет выбранного образа жизни.
- Напомните ребенку о его прежних идеях, связанных с заработком денег. Обсудите вместе, что из этого получилось и почему.
В любом случае, какими бы ни были усилия родителей и детей в самообучении грамотному финансовому поведению, главное — постоянно расширять финансовый кругозор своей семьи, на примере которой, дети обязательно будут ориентироваться в своей самостоятельной жизни.