Главная ПОРТФОЛИО СПЕЦИАЛИСТОВ ЦЕНТРА Портфолио социального педагога приюта Аксеновой Аллы Васильевны Конспекты, сценарии Мастер-класс. Тема: «Использование кроссенс-теxнологии на индивидуальных и групповых занятиях"
ОКУ "СОЛНЦЕВСКИЙ ЦЕНТР СОЦПОМОЩИ "УСПЕХ"
306120, Курская область, пос. Солнцево, ул. Ленина, д.16 — детский социальный приют
Мастер-класс. Тема: «Использование кроссенс-теxнологии на индивидуальных и групповых занятиях"
Мастер-класс.
Тема: «Использование кроссенс-теxнологии на индивидуальных и групповых занятиях"
Цель: Продемонстрировать использование кроссенс-технологии на занятиях как средства развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления воспитанников.
Ход мастер-класса
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Вашему вниманию я хочу представить мастер - класс по теме: «Использование кроссенс-теxнологии на индивидуальных и групповых занятиях "
Скажите, знаком ли кто-то с этим методом? Может кто-то использует его в своей практике? (Ответы.) Замечательно… Сегодня я попрошу Вас быть моими помощниками.Этот метод развивает, логическое и творческое мышления, а так же познавательную инициативу.
Сейчас попрошу Вас хором ответить на мои вопросы:
- Какого цвета чистый лист бумаги? (Белого)
- Какого цвета падающий снег? (Белого)
- Что пьёт корова? ( Молоко) ( Воду)
-Конечно, корова пьёт воду, но некоторые не задумываясь сказали «молоко», почему же так произошло? У Вас возникла ассоциация со словом «белый».
- Сегодня я хотела бы рассказать и показать свой опыт по развитию логического мышления на занятиях, используя прием "Кроссенс"
С чем у вас ассоциируется слово «кроссенс»?
- Что же такое "Кроссенс"?
Идея создания данного метода принадлежит нашим соотечественникам писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.
Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает «пересечение смыслов». Это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе сразу несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.
Для более полного понимания работы этого метода проведём подготовительное упражнение. Найдите ассоциативную связь между ёжиком и ёлкой? (У обоих есть иголки!)
А что общего может быть между рыбой и приложенным к губам пальцем? (Молчание.)
Это очень простые примеры, они под силу даже маленькому ребенку.
А вот более сложный пример: что общего между Ван Гогом и колорадским жуком? Приходит что-то в голову?... В Интернете ответ такой: первый шедевр Ван Гога, написанный художником в голландский период, называется «Едоки картофеля». И колорадский жук - это тоже «едок картофеля». Вот такая между ними связь.
Кроссенс, впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков для "Крестиков-ноликов". Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.
1 |
2 |
3 |
8 |
9 |
4 |
7 |
6 |
5 |
Изображения расставляются так, чтобы каждая картинка имела связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяла по смыслу сразу несколько картинок. Задача - найти ассоциативную связь между соседними картинками (то есть имеющими общую сторону). Начать разгадывать кроссенс можно с любой картинки, но центральным является квадрат под номером девять. Картинка в девятом квадрате, по желанию, может быть связана по смыслу со всеми изображениями. Но обычно устанавливают связи по периметру между квадратами («основа»), а также по центральному кресту («крест»).
Для того чтобы составить кроссенс, нужно определить его тему (в нашем случае – это тема занятия), выделить девять элементов, имеющих отношение к данной теме; найти связь между этими элементами и подобрать изображения, иллюстрирующие данные элементы.
Социальный педагог(воспитатель) может составить кроссенс сам, а может предложить составить его детям. Создание воспитанниками собственного кроссенса – более сложная работа. Но, как показывает практика, дети справляются и с этой задачей, если социальный педагог(воспитатель) заранее подберет необходимые картинки, а воспитанникам останется лишь связать их по смыслу и, дойдя до центрального квадрата, определить тему кроссенса, а значит и тему занятия.
Так, на групповом занятии по теме «Дружба» воспитанникам было предложено разгадать кроссенс и определить тему занятия. При этом использовалась фронтальная форма работы.
Кроссенс был составлен следующим образом:
1 |
2 |
3 |
8 |
9 |
4 |
7 |
6 |
5 |
Вот что у нас получилось:
1 - «Улыбка» - результат хорошего настроения, с улыбки мы начали занятие.
2 – Всем известно, что дружба начинается с улыбки (песня об этом звучала в мультфильме «Крошка Енот»).
3 – Енот – крошка и при разламывании хлеба, булок тоже бывают крошки.
4 – Крошки хлеба лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой.
5 – Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».
6 – Она отрывала лепестки и они летели, как может лететь воздушный шарик.
7–Шарик – это предмет, но может быть кличкой собаки.
8–собака – друг человека.
9 – у человека тоже есть друг.
Расшифровываем центральный крест: друг – это тот, кто, поделится улыбкой (Крошка Енот), поможет в трудную минуты (кормушка), с которым можно поиграть (шарик) и который тебя поймёт (мальчик). Вероятно, на занятии речь пойдет о дружбе.
Я предлагаю разгадать первый кроссенс. Ваша задача – объяснить кроссенс: определить о чем идет речь, оставить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. На выполнение я даю 2-3 минутки.
1–2 – корону делают из золота;
2–3 – вороны любят уносить все, что блестит, золото тоже блестит;
1–4 – многих королей сравнивали с Солнцем;
3–6 – ворона и соловей – птицы;
4–7 – сосна тянется к Солнцу;
6–9 – у Андерсена есть сказки «Соловей» и «Огниво», огонь можно зажечь от огнива;
7–8 – топором рубят сосны;
8–9 – дрова нужны, чтобы разжечь костёр.
2–5, 4–5, 5–6, 5–8 – все слова содержат букву «О».
Существует довольно простой и понятный алгоритм составления кроссенса.
Алгоритм составления кроссенса:
1) определить тематику, общую идею;
2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;
4) найти связь между элементами, определить последовательность;
5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат);
6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.
Я предлагаю вам сейчас попробовать составить кроссенс на предложенную тему. Перед вами текст и необходимые изображения, которыми вы можете воспользоваться для создания кроссенса. Время ограниченно. Прошу приступать.
Итак я думаю, что мои коллеги готовы представить итог своей работы. (Представление работы) Спасибо большое! Было трудно? Да приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять кроссенсы.
На каком этапе урока я применяю кроссенс? Я применяю кроссенс:
- при изучении нового материала: выведение темы урока; установка проблемной ситуации;
- при закреплении и обобщении изученного материала;
- творческое домашнее задание.
Кроссенс - хороший способ не только найти связи и смыслы, но и углубить понимание уже известных понятий и явлений.
Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. Нельзя отрицать, что наряду с логическим мышлением, развивается зрительная память и связная речь.
Рефлексия.
В Древней Японии был такой ритуал: когда корабль отправлялся в плавание, путешественников и экипаж провожали все родственники. От провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от берега, ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая – в руках у провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля на родину. Мне бы хотелось узнать ваше мнение о применении приема "Кроссенс"
Тем, кому понравился и кто будет его использовать в своей практике этот прием, возьмите красную карточку.
Тем, кто будет применять данный метод , возьмите желтую карточку .
- Те, которые считают, что этот прием неэффективен и не имеет результативности, возьмите зеленую карточку.
Подведем итог. «Кроссенс» - это метод, позволяющий на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей… И составлять, и разгадывать кроссенсы – одно удовольствие! Пробуйте!... Я благодарю вас за работу.
А закончить хочется словами знаменитого писателя Льва Николаевича Толстого: «Если ребёнок не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать…». У китайского народа есть пословица:
«Человек может стать умным тремя путями: путем подражания – это самый легкий путь, путем опыта – это самый трудный путь и путем размышления – это самый благородный путь».
И пусть сегодня каждый выберет свой путь к знанию!
Так давайте же, уважаемые коллеги, научим наших детей мыслить логично и творчески. Желаю всем здоровья,больших побед на творческом поприще
Спасибо за внимание!